Автор данной статьи: val
Эпизоду "Wetwired" посвящается...
Взяться за написание этой статьи меня подвиг эпизод "Wetwired". Любопытным оказался для меня этот эпизод еще и потому, что мои собственные двухгодичной давности эксперименты с вставкой пресловутого "лишнего" кадра не увенчались успехом - это был обычный кадр и его было видно. Начав собирать материал для статьи, я быстро понял, что без изучения хотя бы азов телевидения здесь не обойтись, кои и попытаюсь в сжатом виде до вас донести.
Итак, все в курсе, что движущаяся картинка в кино и в телевизоре складывается из последовательности статичных кратинок - кадров. Разница между кинотеатром и ТВ в реализации этого принципа весьма существенна. В то время как в кино на экран выводится сразу полный кадр, в телевидении он прорисовывается постепенно, горизонтальными линиями или строками. Стандарты PAL и SECAM предусматривают 625 строк, американский стандарт NTSC - 525. Таким образом, каждый кадр состоит из определенного количества строк. Далее, в телевидении применяется столь нелюбимый владельцами мониторов режим чересстрочной (interlaced) развертки, при котором кадр раскладывается на два полукадра, или поля, одно из которых содержит четные линии, а другое - нечетные. Выводится изображение на экран тоже полями. Таким образом, при частоте кадров 25Гц (PAL,SECAM) частота смены полей на экране (т.е. частота смены картинки) составляет 50 полей в секунду или 50Гц. Для стандарта NTSC - 30 и 60Гц соответственно. Проще говоря, смена статичных (именно статичных!) картинок происходит каждые 1/50 (1/60) секунды.
Теперь немного о том, как картинка рисуется. Электронный луч проходит по одной строке от начала до конца, потом переходит в начало другой и так далее. Момент перехода луча со строки на строку синхронизирован так называемым строчным синхроимпульсом. В момент передачи синхроимпульса передачи видеосигнала не происходит. Окончание прорисовки одного поля и начало прорисовки другого также синхронизированы, но уже кадровыми синхроимпульсами, во время которых видеосигнал также не передается.
Вренемся к "Wetwired". Слова Байерса: "Между картинками вклинивается другая информация" меня немного позабавили - ведь между кадрами, в момент передачи синхроимпульса, электронный луч переходит из одного угла экрана в другой и физически не способен нарисовать что-либо. Таковы принципы работы телевизора, и перешагнуть через них вряд ли возможно. А вот дальше уже интереснее. "15 вспышек в секунду" значит, что каждое четвертое поле (не стоит забывать, что это США и стандарт NTSC) содержит ту самую "картинку", которая и влияла на людей. Но! Как я уже сказал выше, поле - это статичная картинка. Может, глаз и не различит эту "вредную" картинку, но динамики в ней не будет... Oops!
Тем не менее, при всех этих ляпах (а, может, просто переврали перевод?) все показанное в эпизоде отнюдь не лишено смысла, и вот почему. Существует психологический тест, названный в честь его создателя тестом Люшера. В нем испытуемому предлагается выбрать из нескольких цветов тот, который ему нравится. Далее этот цвет убирается и предлагается сделать выбор из оставшихся. Так продолжается до тех пор, пока не будут выбраны все цвета. На основе выбора делаются выводы о психическом состоянии испытуемого. Так вот, Люшером было доказано обратное: выдаваемые в некоторой определенной последовательности цвета способны повлиять на психическое состояние испытуемого. Последовательность цветов определяется исходя из желаемого состояния подопытного. А если еще и подобрать скорость смены цветов таким образом, чтобы подопытный не успевал фиксировать их смену, то воздействие усиливается многократно. Что и было продемонстрировано в эпизоде. Конечно, существует некоторый "вероятностный разброс мотиваций поведения", но в большинстве случаев подопытные ведут себя так или почти так, как их "программировал" экспериментатор.
Так что подобные вещи - реальность, к сожалению. Каждое четвертое поле (в стандартах PAL/SECAM частота "вспышек" будет другая) зритель вряд ли "зацепит" глазом сознательно, но на подсознательном уровне его воспримет. Что может быть закодировано в этих цветных сполохах? Да что угодно!..
Теперь немного о том, возможно ли записать все это на видеопленку и увидеть в режиме покадрового просмотра. Записать можно, увидеть - вряд ли. И вот почему.
Не особо вдаваясь в технологию видеозаписи скажу, что видеосигнал на ленту записыватеся также полями - т.е. одно поле на одну дорожку. А дальше идут принципиальные различия между профессиональной и бытовой аппаратурой. Современные бытовые видеомагнитофоны формата VHS (и даже SuperVHS) мало того, что воспроизводят всего 300-400 линий, так еще и при покадровом просмотре (или стоп-кадре) выводят полный кадр, т.е одновременно два поля. Возможности вывода одного поля у них просто нет. Иное дело - аппараты профессиональных форматов (Betacam)... Но далеко не у каждого есть возможность их иметь.
Напоследок могу сказать, что этот эпизод заставил меня провести кое-какие исследования возможностей своего видеомагнитофона. Даже этот навороченный восьми(!)головочный аппарат (PHILIPS VR897) не может вывести в стоп-кадр одно поле. Что уж говорить о более простых моделях? Однако кое-какие идеи по реализации "эффекта 25-го кадра" имеют место быть и, если они увенчаются успехом, постараюсь сообщить об этом (если кому-нибудь это будет интересно ).
Автор данной статьи: val
Материал с сайта KOP RECORDS studio: The X-Files
Автор: CSM.